metanymous (metanymous) wrote,
metanymous
metanymous

НАЧАЛО

Ричард Вейн Бэндлер родился в 1950 в Нью Джерси. Пару лет спустя его семья переехала в Калифорнию, где он рос в одной из беднейших частей города Сан Хосе, Бей Эриа, на север от Сан Франциско.

В середине шестидесятых годов Бэндлер был одним из длинноволосых детей-цветов, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного Побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок-концертов3.

Эти времена отличались негативным отношением к традициям. Материалистическая основа американского общества, все более абсурдная эскалация гонки вооружений и военное вмешательство Соединенных Штатов во вьетнамский конфликт, вызвали оппозиционное течение, отрицающее нормы общества успеха. Многие молодые люди видели решение наиважнейших проблем своего времени в том чтобы занять позицию крайнего индивидуализма. Способ выхода из глобального кризиса они видели в переоценке ценностей. Не Родина, семья и успех, а любовь, мир и личное счастье должны были стать лозунгом новых времен. Выражением такого подхода к жизни стали бегство из городов, наркотические переживания, религиозная мистика и прежде всего новая рок-музыка.

Лето 1967 года - известное как лето любви (Sammer of Love) это расцвет, так называемой, музыки Западного Побережья, с которой были связаны такие известные исполнители как: The Grateful Dead, Jefferson Airplane, Santana, The Steve Miller Band, The Birds, Coyntry Joe and the Fish, Janis Joplin i Quicksilver Messenger Service. Множество людей встретились под открытым небом, чтобы послушать звуки, сегодня легендарных групп, и чтобы под влиянием психоделических наркотиков, таких как ЛСД, псилоцибиновые грибы и гашиш, совместно праздновать мирную революцию движения Flower Power.

Эта культурная революция достигла своей кульминации во время культового фестиваля в Вудстоке. В сентябре 1969 года впервые в истории на Восточном Побережье собрались почти полмиллиона людей, чтобы отметить вступление в новую эпоху любви, согласия и мира. Все казалось возможным. Неожиданный конец этой идеи наступил шестого декабря 1969 года, когда член Ангелов Ада, во время одного из концертов Ролинг Стоунз на Алтамонт Спидвей около Сан Франциско, убил перед сценой восемнадцатилетнего негра Мередита Хантера. Таким образом погибла мечта о Нации Вудсток.

Однако в 1967 году вера молодежи в будущее и убеждение в возможность изменить обличив мира была еще не сломлена. Беки, жена Роберта С. Спитцера, психиатра и президента издательского дома Sciens & Behavior Books в Пало Альто, обратила в это время внимание мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бэндлере, была его открытость к философским вопросам и манера в которой он обучал музыке.

Спитцеры старались как могли поддержать способности Бэндлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлёк к работе в издательстве. К обязанностям Бэндлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видео записей для терапевтических семинаров.

Бэндлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни4.

После того как Бэндлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз. Спитцер и его жена, которые по мере течения времени, становились все более влиятельными менторами Бэндлера, владели тогда небольшой дачей в деревне, недалеко от Санта Круз. Они позволили ему построить на своей земле домик. Некоторое время Бэндлер жил там с подругой и собакой.

Санта Круз - маленький городок на севере Монтерей Бей, на юге от Сан Франциско. В городе есть университет, очень красиво расположенный. В те времена в городе было около сорока тысяч жителей, ведущих богатую на эксперименты культурную жизнь. Здесь жили многие известные личности из мира культуры: режиссер Альфред Хичкок, актриса Ширли Темпл, автор фантастической литературы Френк Херберт, а также члены группы Сантана и Дуби Бразерс5.

Ричард Алперт, бывший коллега Тимоти Лири по Гарвардскому Университету, вернувшись из Индии также жил в Санта Круз, уже будучи духовным мастером - под именем Баба Рам Дасс. Алперт был наряду с Ральфом Метцнером и Лири, соавтором классической работы психоделического движения, какая должна была служить проводником в мире экспериментов с ЛСД6. Грегори Бейтсон также жил в это время в Санта Круз. Он является создателем кибернетической эпистемологии, концепции которая стала основой современного холистического взгляда на мир.

В эзотерических кругах, по сей день, Санта Круз считают особенным "местом силы". Это определение указывает на разнородность действий, которые предпринимались там в последние десятилетия, для познания духовного, личностного и общего жизненного измерения.

Встреча Ричарда Бэндлера с гештальт - терапией
В начале Бэндлер записался на курсы философии, математики и информатики. Однако по мере течения времени его интересы все более сконцентрировались на науках, занимающихся человеческим поведением. Особое внимание он посвящал, наряду с новейшими методами терапии, такими как рольфинг7 и семейная терапия, прежде всего работам Перлза8

Перлз, создатель гештальт - терапии, переживал в это время, согласно своей оценке, период пиковых возможностей в области педагогической работы и писательского творчества. В декабре 1969 он подписал с Робертом Спитцером договор на несколько книг. Их темой должна была стать философия и психотерапевтическая практика гештальт - терапии. Перлз обработал эти вопросы совместно со своей женой Лорой и философом Полом Гудманом - социологом, алтернативным педагогом и писателем.

Перлз должен был представить в книгах существо своей работы, способом, который дал бы возможность образованному дилетанту ее понять. Наряду с манускриптами и лекциями, книги должны были содержать прежде всего транскрипцию фильмов, показывающих Перлза во время работы. Автор был убежден, что подобные транскрипции будут основным фундаментом для интересных открытий из области настоящего процесса терапии. Он верил, что суть работы гештальтиста можно намного лучше уловить при чтении транскрипций, нежели изучая теоретические тексты. К сожалению, неожиданная смерть Перлза в 1970 поставила под вопросом этот проект.9

Перед Спитцером встала проблема, что делать с обширным материалом, оставленным Перлзом. Вначале он обратился к некоторым ученикам Перлза с просьбой помочь при издании этих работ. Поскольку они отказались от его предложения, он представил его в 1972 году Ричарду Бэндлеру10.

Бэндлер получил задание выбрать и записать вводные гештальт - сессии Перлза. Транскрипции должны были дополнить авторский текст. Спитцер писал позднее, что Бэндлер почти как помешанный, день за днем надевал наушники, смотрел фильмы и готовил точные транскрипции. Интенсивная работа привела его к тому, что Бэндлер начал говорить и вести себя как Перлз. Спитцер с юмором описывает, что пару раз поймал себя на том, что случайно назвал Бэндлера "Фриц" .

Первой вышла незаконченная рукопись Перлза The Gestalt Approach (Гештальт - подход). После этого вышла вторая книга Eye Witness to Therapy (Свидетель терапии), которая в большинстве состояла из транскрипции учебных фильмов Перлза12. Два года спустя Бэндлер опубликовал следующее собрание избранных транскрипций под титулом Legacy from Fritz (Завещание Фрица)13.

Несмотря на то, что Бэндлер не знал Перлза лично, ясно видно что, благодаря работе над публикациями, он попал под его влияние.

Одним из учеников был (Перлза) John O.Stevens. Когда он познакомился с Фрицем Перлзом, он был молодым доцентом психологии в Diablo Valley College в Concord в Калифорнии. Он начал сотрудничество с Перлзом и был одним из основателей издательского дома Real People Press в Moab в штате Юта. Там издавались работы о гештальт-терапии.

В 1971 году Стивенс опубликовал книгу, которая задумывалась прежде всего как учебник к упражнениям в работе с гештальт-терапией (J. О. Stevens, Awareness: Exploring, Experimenting, Experiencing, Moab Utah: Real People Press 1971). Эта книга также обрела успех в Германии (Die Kunst der Wahrnenmung. Ubungen der Gestaltihera-pie, Munchen: Chr Kaiser Verlag 1975).

Стивенс, который в этот период стал известной личностью на сцене Гештальт, покинул свою деятельность, когда обратил внимание на нейролингвистическое программирование. Читателям литературы НЛП он известен под другим именем. Сегодня Стив Андреас живет около Боулдер в Колорадо и вместе с женой Коннира Андреас, они единственные из наиболее известных и успешных тренеров НЛП в США. Стивенс также издал пару важных книг по этой области. Таким образом становится ясно, почему отдельные публикации, относящиеся к основной литературе НЛП, вышли в Real People Press. Это факт, который подчеркивает личные связи между известными личностями гештальт-терапии и НЛП.

Вольфганг Волкер Проект НЛП: исходный код. Москва, «Маркетинг», 2002
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments