metanymous (metanymous) wrote,
metanymous
metanymous

Category:

Загадочную русскую женскую душу измерили "российским"/гарвардским аршином и получилось на букву "х"

http://elementy.ru/news?newsid=432157

Российско-американская комЧитать дальше...анда психологов в рамках кросскультурных исследований выявила общие и различные черты по ряду нравственных оценок в группах российских и западных (англоговорящих) респондентов. Психологов интересовало в данном случае отношение людей к совершению злодеяний: они принуждали испытуемых выбирать между действием и бездействием, личным или опосредованным совершением злодеяния, между прямым пагубным действием или побочным губительным эффектом. Русскоязычные респонденты были менее категоричны в своих решениях, склоняясь к оценкам «возможно», «разрешено», а не к «запрещено» или «обязательно»; также они выдвигали больше запретительных решений, чем обязывающих к действиям. Кроме того, в отличие от западной группы, русскоязычные опрашиваемые не всегда оценивали вредоносное действие однозначно строже, чем бездействие, приводящее к аналогичному бедственному результату.

Всем известны строчки стихотворения Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, // Аршином общим не измерить ...», и много на этот счет написано художественных и философских произведений. Теперь, наконец, за дело взялись и ученые. Действительно ли умом Россию не понять? Действительно ли нет никакого общего измерителя? Эти вопросы решали, объединившись, специалисты из Института психологии РАН К. Р. Арутюнова, Ю. И. Александров и В. В. Знаков и Гарвардского университета (США) Марк Хаузер (Marc D. Hauser). Результаты их работы недавно были опубликованы в Journal of Cognition and Culture
...
Авторы работы сфокусировали внимание на одной из сторон морали: какое зло считается допустимым. Отношение к злодействам, агрессивным действиям — это одна из важнейших сторон нравственности. В предыдущих исследованиях были доказаны некоторые общие моральные положения на этот счет для большинства изученных наций (опрос проводился на сайте The Moral Sense Test). Так, люди обычно считают, что: 1) зло содеянное хуже, чем попустительство злу бездействием (хотя для сельской малообразованной популяции индейцев майя было показано, что вред, полученный из-за бездействия собрата, приравнивается к прямо совершенному вредоносному действию); 2) намеренное злодеяние хуже, чем побочный результат; 3) злодеяние, совершенное собственноручно (в буквальном смысле), хуже, чем опосредованное.

Российские респонденты принимали участие в этих опросах впервые. На вопросы отвечали 303 человека (средний возраст 27 лет, 74% — женщины; 95% участников назвали русский своим родным языком, 91% указали, что родились в России). Ранее такой же опрос прошли 332 испытуемых из США, Канады и Великобритании (средний возраст 37 лет, 42% — женщины; 88% участников назвали английский своим родным языком). Авторы исследования решили сравнить, отличаются ли нравственные оценки русскоязычных опрошенных от их англоговорящих предшественников, и если да, то по каким параметрам.

Заполняя стандартный опросник, испытуемые принимали решение в серии сценариев, которые были нацелены на различение трех альтернатив исполнения злодеяния: действие — бездействие, намеренное — косвенное, собственноручное — опосредованное. В каждом сценарии испытуемый сталкивался с нравственной дилеммой: ценой гибели одного человека можно было спасти пятерых, причем, в зависимости от ситуации, этот человек мог погибнуть либо в результате прямых действий главного героя (как непосредственных, так и опосредованных, прямых или косвенных), либо в результате его бездействия. Испытуемый должен был для каждого сценария оценить поступок главного героя по 7-балльной шкале — от «недопустимо» (“Forbidden”, 1 балл), через «допустимо, позволительно» (“Permissible”, 4 балла) до «необходимо» (“Obligatory”, 7 баллов). Сценарии были, например, такими:


  • На новой выставке аквариумов Коля видит, как посетитель поскользнулся на мокром полу, упал и сломал себе шею. Он еще жив, и, если останется неподвижным, то его могут безопасно эвакуировать медики. Однако он упал на шланг, который подает кислород пяти другим посетителям, находящимся на подводной экскурсии. Без кислорода эти пять посетителей скоро умрут. Если Коля ничего не сделает, то первого посетителя безопасно эвакуируют, но пять человек, находящихся в батискафе, умрут. Если Коля сдвинет упавшего посетителя со шланга, то он умрет, но пять посетителей в батискафе получат кислород и выживут. Коля решает сдвинуть первого посетителя. Сдвинуть посетителя — это ...

...

Александров Юрий Иосифович

Российский психолог, нейрофизиолог, закончил 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова (1972), доктор психологических наук (1986), заведующий лабораторией нейрофизиологических основ психики института психологии РАН (с 1994).

Ученик П.К.Анохина и В.Б.Швыркова А., в рамках системной психофизиологии развивает исторический подход к исследованию системной организации поведения. Им обосновано положение о том, что поведенческий акт реализуется как иерархия ФУС, уровни которой отражают историю становления поведения или последовательные стадии его формирования. Обнаружено, что набор реализующихся ФУС и характеристики отношений между ними соответствуют цели поведения, что рассматривается как проявление субъективности психического отражения. Сознание и эмоции выступают как характеристики разных уровней системной организации деятельности, представляющих собой этапы формирования психического. (Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. 1989).
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/Dop_dokume/Minisajty_/Aleksandro.html

Знаков Виктор Владимирович

Родился в 1950 г. В 1974 г. окончил факультет психологии Ленинградского университета. 1974-1977 - аспирантура Института психологии АН СССР. В 1978 г. в этом институте защитил кандидатскую диссертацию, а в 1995 – докторскую. Профессор (1997), специалист по психологии понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия.

С 1996 по 2000 г.г. совмещал научную работу в ИП РАН с должностью начальника Отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда. 2000-2005 - заместитель директора по научной работе Института психологии РАН, с 2005 – главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития ИП РАН.

Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук (1999).

Член редколлегии журнала «Человек», редакционных советов «Психологический журнал», «Сибирского психологического журнала», «Человек. Сообщество. Управление» (Кубанский госуниверситет), «Методология и история психологии».

Председатель диссертационного совета Института психологии РАН, член диссертационного совета факультета психологии МГУ

Адрес:Москва, Ярославская ул., 13

Телефон: 682 - 73 – 07

E-mail: znakov@psychol.ras.ru

Основные публикации


Монографии


  • Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994. 237 с. (2-е и 3-е переработанные издания - Самара, 1998 и 2000).

  • Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 282 с.

  • Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.

  • Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 479 с.

Коллективные монографии


  • Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 383 с.

  • Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 344 с.

  • Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Ин­ститут психологии РАН», 2009. 619 с.

  • Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

Статьи


  • Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 18-28.

  • Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия / Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-12.

  • Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие / Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 3. С. 65-74.

  • Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта / Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 69-77.

  • Мышление, самосознание и самопонимание / Вестник Московского универ­ситета. Се­рия. 14. Психология. 2008. № 2. C. 74-86.

  • Три традиции психологических исследований – три типа понимания / Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 14-23.

  • Понимание и переживание москвичами террористической угрозы / Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 64-74.

  • Тезаурусное и нарративное понимание  событий как проблема психологии человеческого бытия / Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 105-119.

  • Понимание, постижение и экзистенциальный опыт / Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 15-24.

  • Интегративный феномен экзистенциального опыта как проблема психологии человеческого бытия / Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / Под ред. М.М. Кашапова, Ю.В.Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 10-34.

  • Экзистенциальный опыт субъекта: трехкомпонентная структура и метасистемная организация / Современная реальность и жизненный путь человека: психологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. 19-20 апреля 2012 г, (г. Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет») / под ред. Е.Е.Сапоговой. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 48-53.

  • Образ врага как психологическое основание понимания мусульманских террористов россиянами / Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 23-34.

  • Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 3. С. 18-29.

  • Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании моральных дилемм / Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Жу­равлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С.77-89.

  • Теоретические основания психологии человеческого бытия / Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 28-38.

  • http://www.ipras.ru/cntnt/rus/Dop_dokume/Minisajty_/Znakov.html

Арутюнова К.Р.:

  1. (doc)

    Тезисы

    Формирование и реализация индивидуального опыта в отсутствие зрительного контакта со средой . Арутюнова К.Р. (Москва).
    ipras.ru/engine/documents/document2176.doc 40 КБ сохранённая копия

  2. 2.(doc)

    А

    Арутюнова К.Р., Гаврилов В.В., Александров Ю.И. Индивидуальный опыт, сформированный в отсутствие зрительного контакта со средой // Материалы III Международной...
    ipras.ru/engine/documents/document2174.doc 33 КБ сохранённая копия

  3. 3.(doc)

    Формирование индивидуального опыта в отсутствие зрительного...

    Арутюнова К.Р., Гаврилов В.В., Александров Ю.И. Формирование индивидуального опыта в отсутствие зрительного контакта со средой // Материалы 6-ой Всероссийской...
    ipras.ru/engine/documents/document2175.doc 34 КБ сохранённая копия

  4. 4.

    ...в отсутствие зрительного контакта со средой Арутюнова К.Р., Гаврилов...

    Индивидуальный опыт, сформированный в отсутствие зрительного контакта со средой Арутюнова К.Р., Гаврилов В.В., Александров Ю.И.
    ipras.ru/cntnt/rus/media/on-layn…publikacii1… сохранённая копия

  5. 5.

    Работы школа системно-эволюционного подхода П.К. Анохина...

    Индивидуальный опыт, сформированный в отсутствие зрительного контакта со средой Арутюнова К.Р., Гаврилов В.В., Александров Ю.И. (.doc 33 Кб).
    ipras.ru/cntnt/rus/media/on-layn…publikacii1.html сохранённая копия

  6. 6.(pdf)

    Российская академия наук Институт психологии

    * 255 256 К. Р. Арутюнова, В. В. Знаков, Ю. И. Александров Современные подходы в области исследований морали, следуя сложившейся философской традиции...
    ipras.ru/engine/documents/document4057.pdf 3,7 МБ сохранённая копия

  7. 7.

    Состоялась ON LINE трансляция конференции "Эволюционная...

    В.В. Гаврилов, К.Р. Арутюнова. Формирование индивидуального опыта в модели кооперативного поведения у крыс.
    ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n6352.html сохранённая копия

  8. 8.(pdf)

    Содержание

    Психология, геополитика и терроризм: тенденции развития современной межнациональной и межконфессиональной ситуации в России К.Р. Арутюнова, В.В. Знаков, Ю.И. Александров.
    ipras.ru/engine/documents/document3697.pdf 1,1 МБ сохранённая копия

  9. 9.

    Школа системно-эволюционного подхода П.К. Анохина - В.Б. Швыркова....

    Карина Ролландовна Арутюнова, студ. ГУГН. Елена Владимировна Тулинова, студ.
    ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/nauchnye…nauchnaya… сохранённая копия

  10. 10.(pdf)

    Психофизиологические закономерности научения и методы обучения 1

    28. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.–Л.: Госиздат РФСР, 1930. 29. Гаврилов В.В., Арутюнова К.Р., Камышова О.Н., Кузина Е.А., Александров Ю.И...
    ipras.ru/engine/documents/document4058.pdf 153 КБ сохранённая копия

Страницы Ctrl предыдущаяследующая Ctrl
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

По результатом вышеприведенного прошу Дмитрия Анатольевича Медведева :

(1) Разогнать железной метлой организацию под наименованием: Институт Психологии Российской Академии Наук.
(2) Прижечь каленым железом то место, на котором сей гадюшник существовал.
(3) Посыпать густой солью все окрестности, чтобы там сто лет ничего не росло.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments