metanymous (metanymous) wrote,
metanymous
metanymous

Category:

Педагогика и/или психотерапия, трансформация чукчи-даже-не-читателя....(2)

http://metanymous.livejournal.com/63526.html

...проблемы ежедневного существования и владение необходимыми разумными концепциями

Однако начав писать эту книгу, я обнаружил, что, зная наших реальных читателей, мне трудно надеяться на понимание формальных а потому простых исходных предпосылок моих построений. Во всей неприглядной очевидности вставал тот факт, что школьное обучение в США, в Англии, да и на Западе в целом с такою тщательностью избегает всех ключевых для моего изложения вопросов, что мне потребовалось бы написать вторую книгу, объясняющую элементарные, на мой взгляд, идеи, относящиеся к эволюции и практически любой другой биологической или общественной проблеме, включая ежедневное существование и поедание своего завтрака,
Официальное образование почти ничего не говорило людям о природе тех сущностей, которые можно найти на берегах морей и в сосновых лесах, в пустыне и на равнинах. Даже взрослые люди, уже имеющие своих собственных детей, не могли сказать ничего разумного о таких концепциях, как энтропия, таинства, синтаксис, число, количество, паттерн, линейное соотношение, имя, класс, релевантность, энергия, избыточность, сила, вероятность, часть, целое, информация, тавтология, гомология, ньютоновская масса и христианская месса, объяснение, описание, правило размерностей, логический тип, метафора, топология, и т.д. Что такое бабочка? Что такое морская звезда? Что такое красота и уродство?
Грегори Бейтсон
Разум и природа

http://dyment.livejournal.com/29092.html?thread=277156#t277156
Во первых спасибо за развернутый ответ и за то что поделились своим опытом и видением. Кстати никакого "гнева" я не усмотрел, разве что некоторую пафосность, которую я и сам иногда проявляю.

Пафосность помогает не отклоняться от главной цели, которая в данном и аналогичных случаях легко может быть потеряна в силу запутанности кейса. Главной целью является вИдение этой пациентки в качестве персоны, которая способна измениться.

Собственно это и есть сердце Эриксонианского подхода, и унаследовавшего от него базовые принципы - НЛП. В кн. "Исправление конвейера школьного образования" есть такой тест на педагогические способности, кои определяются, как способности вызывать изменения (обратите внимание на последовательность шагов процедуры):
--назвать своего самого безнадежного ученика
--представить его визуально/аудиально - -Vr/Ar
--сконструировать представление, что в силу неведомых/сказочных причин ученик изменился - +Vc/Ac
--найти отдельные эээ "проблесковые" признаки позитивного изменения (+Vc/Ac) в реальном представлении ученика (-Vr/Ar), т.е. создать нечто вроде новой конструкции -/+Vc/Ac[-Vr/Ar]
--найти в реальном ученике проблески его ресурсов для изменения - +/-Vr/Ar
--описать проблесковые ресурсы словами, как реальные признаки, которые может обнаружить и любой другой человек

Понятно, что педагог, который способен делать такое вещи на автомате, является настоящим педагогом, у которого и при обыкновенных рядовых педагогических техниках гадкие утята-ученики будут превращаться в небесных лебедей.
Я в реальной частной школе как-то применял этот тест при смене в ней кадрового состава. Кандидаты на работу были на высоте по традиционным критериям, но не один не справился с тестом на истинного педагога. В итоге данные теста были администрацией проигнорированы и на работу педагоги были зачислены на основе традиционного отбора.
Но тест произвел на них своеобразное впечатление и, как результат, в конце первой четверти педагоги предложили мне саму продемонстрировать свои способности по этому тесту, но в реале.
Мне указали на некоего ученика, который был круглым двоечником и это на уровне седьмого класса. Этот ученик не имел проблем с усидчивостью или чем-то таким. Не было у него и проблем с мотивацией ибо он испытывал постоянное ОТВРАЩЕНИЕ к любым элементарным действиям, лежащим в основе учебы. Например, даже при самом благоприятном расположении духа во внеурочной обстановке он не мог прочитать больше полустраницы любого, хоть художественного текста.
Мне была поставлена конкретная задача - привить ему любовь к чтению. Время примерно месяц. По полчаса после уроков каждый день-через день. Я не изобретал никаких особенных техник:
--каждый раз по его появлению в моем кабинете я просил его ткнуть наугад рукою в мою книжную полку и так бывала выбрана очередная книга. Через некоторое время он стал выбирать одну и ту же книгу.
--мы ее открывали и читали. По очереди. Поровну. Каждый заметный интервал времени объем прочитанного выбирался в соответствии с его реакциями. Как только я замечал любой отрицательный намек в его невербалке его чтение прекращалась и я брал книгу прочитывал точно такой же отрезок.
--ну и конечно, мне пришлось перед каждым сеансом быстренько проходить шаги вышеописанного теста, который я использовал в качестве техники собственной ментальной настройки: -Vr/Ar > +Vc/Ac > -/+Vc/Ac[-Vr/Ar] > +/-Vr/Ar. Потом, правда мне это надоело и я поставил все это на якорь, а якорь зацепил за "здравствуйте" ученика, который приходил на занятие.

Я прозанимался с ним недели три. Потом, так получилось, я уволился из той школы. К моменту моего ухода ученик с заинтересованностью от слабой до средней был способен за один раз прочитывать несколько страниц художественного текста.
Примерно через пару месяцев мне позвонили из школы и рассказали, что вначале он требовал вернуть ему возможность общаться с психологом, но потом он стал сам оставаться после занятий в школьной библиотеке и постепенно разошелся до того, что стал читать взахлеб.

И вот, по поводу всего этого возникает другой вполне пафосный вопрос: а в чем различие между педагогикой и психотерапией?
http://dyment.livejournal.com/29092.html?thread=255140#t255140
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments