metanymous (metanymous) wrote,
metanymous
metanymous

Categories:

Технология виртуальной реальности, как средство повышения эффективности деятельности ЛПР

Шапиро Д.И.,
доктор философских наук

Введение.
Макро и микроэкономические процессы, характерные в условиях развивающейся глобализации, взаимное влияние экономических и социальных (конфликты) процессов, происходящих в различных регионах, диктуют необходимость, с одной стороны, использования новых подходов к их исследованию и анализу, а, с другой стороны, нового уровня подготовки организационных руководителей (менеджеров), опирающегося на перспективные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Усложнение решаемых проблем требует повышения ответственности лица принимающего решение (ЛПР) и развитие его творческих возможностей.

Участие организации в глобальной финансово-экономической, экологической и социальной системе резко усиливает влияние на деятельность конкретного ЛПР не только динамических характеристик руководимого им производственного процесса, но и, что особенно важно, динамических характеристик внешнего мира, которые определяются характеристиками организационно-коммуникативной системы (кто из коммуникантов выпускает лучшую, дешевую продукцию в достаточной номенклатуре, у кого лучше с доставкой продукции и т.д.), характеристиками внешней (естественной) среды (фирма устойчиво работает в любое время года или снижает темп в сезон дождей), характеристиками их социально-культурной среды (возможность найти с ними общий язык, учитывать манеру общаться и предпочтительные дни и часы общения и т.д.). Проблема, таким образом, сводится к обработке разносторонних знаний, умению извлекать смысл и адекватно использовать знания.
http://www.vniipvti.ru/stat/st6.htm


К основным аспектам деятельности ЛПР в новых условиях относятся:


широкий "охват" меняющейся обстановки, возникающих проблем и их взаимосвязей;

выявление деловых и личностных особенностей со-коммуникантов;

формирование критериев выработки рациональных рекомендаций, адекватных конкретным задачам;

умение вести диалог в конфликтных ситуациях для достижения разумного компромисса;

использование индивидуальных творческих способностей при реализации процедур познания и выработки решений на основе представления разнородных знаний;

взаимное влияние экологических и социальных (конфликта) процессов, происходящих в различных регионах.
Неоценимую роль в решении подобных проблем играют обучающие комплексы (ОК), реализованные на основе технологии виртуальной реальности (ТВР).

История развития и использования обучающих комплексов (ОК) начинается в первой трети XX века, когда появились строгие ("алгоритмические") методики обучения (Система Берлица для обучения иностранным языкам с использованием как вербальных, так и образных представлений), динамические тренажеры для обучения "слепым полетам", деловые игры для оперативных и стратегических организационно-экономических проблем. Возможности передачи звукового текста и движущегося изображения на расстояние в научных исследованиях и обучении практически не использовались на этом этапе.

В настоящее время разработка ОК опирается на достижения нейропсихолингвистики, системного анализа, формальных методов, телекоммуникационных и компьютерных технологий. Одним из важных достижений XX века является "компьютерно-коммуникационный взрыв", который позволил коренным образом изменить межличностные коммуникации, процедуры обмена научными знаниями, экономической и экологической информацией, использовать новые технологии научных исследований, управления и обучения.

Наиболее важным и ценным последствием этого взрыва является возрастание роли конкретного человека, которое вылилось, в частности, в технологию виртуальной реальности. Эта проблематика имеет широчайший круг приложений от чисто технических (проектирование сложных объектов), до организационно-экономических, экологических (комплексный мониторинг) и гуманитарных (страноведение) систем.

Основные концепции человеко-машинного общения.

Совокупность сложных социально-экономических, экологических, социально-культурных, технологических и организационных проблем охватывает практически всю полноту характеристик Мира.

Разработка технологии виртуальной реальности применительно к созданию обучающих комплексов для подобных проблем опирается на следующие основные концепции:

Концепция "Я в Мире" определяет интегративную обработку субъектом ("Я") знаний о многоуровневой внешней среде (ноосфера, экология, метеорология) и коммуникативной системе, включающей субъектов (сокоммуникантов), обладающих собственными характеристиками пространства состояний, критериями и ограничениями, и объектах деятельности (проблемах). При этом обязательно учитывается индивидуальные характеристики субъекта "Я" (предпочтительный сенсорный канал, стрессоустойчивость, индивидуальная специфика в обработке образных знаний, профессионализм, мотивации и ролевые функции) и социо-культурные характеристики субъекта "Я" и сокоммуникантов (выразительная особенность языка, тип письма, традиции и т.д.).

Концепция "смысл - текст - смысл" характеризует специфику выделения смысла из конкретной формы метатекста и его использование при формировании диалога.

Концепция "Два типа активности" определяет различие между операциональной и творческой поисковой стратегиями поведения людей, реализуемыми различными формальными методами.

Мультисенсорный информационный обмен характеризует процесс порождения, способы представления и особенности использования знаний. В общем случае информация (знания) представляются Пользователю (лицу, принимающему решение ЛПР) по нескольким сенсорным каналам и с помощью нескольких типов носителей (печатный текст, звуковой текст, вид на экране и реальный вид, тактильное ощущение).

Источниками информации являются характеристики экономических, экологических и демографических процессов (рис. 1.) представленные в виде чисел, слов, графиков, образов, мультисенсорных образов, комбинированных представлений (карта местности, рельеф местности, вид из космоса, интерьер сложного сооружения, фотография человеческого лица и позы, интонационные характеристики речи). Мультисенсорный обмен должен быть настроен на конкретную проблему, особенности Пользователя (и при необходимости на особенности виртуального коммуниканта).
...
2. Образные знания.

Образные знания представляются с помощью соответствующих форм метатекста и носителей информации по различным сенсорным каналам (видеокартина, аудиокартина, запаховый аккорд, печатный текст). Объективная информация, представляемая с помощью этих форм метатекста определяет состояния и изменение характеристик живой и неживой природы, технических средств, социально-экономической сферы, культурно-историческую специфику социума. Обработка подобной формы метатекста позволяет получить адекватную реакцию на содержащиеся в нем оттенки смысла. Обработка образных знаний, будучи процессом индивидуальным, базируется на трех концепциях: "Я в Мире", "Смысл - Текст - Смысл" и "операциональной и творческой активности" и мультисенсорный характер информационного обмена (Шапиро, 1991).

Многозначные образы характеризуют форму, в которую укладываются человеческие представления о мире независимо от их содержания. Человек воспринимает в течение дня различные многозначные образы. Он формирует их посредством индивидуальных образных "эталонов" (стандартов): "голос матери", "вид из окна родительского дома", "красивый", "хороший", "тёплый".

Представление о мире содержится в метатексте, воспринимаемом человеком. Подобный метатекст может содержать расплывчатые инструкции и рассуждения, социокультурные образы (понятие "весна": А.К. Саврасов - картина "Грачи прилетели" и А. Вивальди - фрагмент симфонии "Времена года") и т.д. Такие тексты должны восприниматься, пониматься и порождать адекватную реакцию, то есть реализовать формальное представление. Многозначный контекст является сложной системой, подчиняющейся определённым законам, в которой характеризующим фактором являются связи между элементами. Особенности образного мышления позволяют воссоздать целостный образ мира (многоуровневой среды и коммуникативной системы), которому присущи противоречивость, неопределённость и многозначность.

Примером использования взаимосвязей элементов входного паттерна может явиться высказывание Ф. Мориака о встрече с другом после окончания второй мировой войны: " Каждый из нас пытался прочесть на лице другого человека неизвестную историю, поведанную на непереводимом языке морщин". Одним из ярких представителей многозначных образов, позволяющих усилить творческие способности, является высказывание Л.К. Чуковской о своём отце Корнее Ивановиче Чуковском: "Он умел смотреть на мир одновременно со ста сторон" (1988).

Многозначные образы связаны с несколькими факторами "мир -субъект":

проблемная и профессиональная ориентированность;
степень детализации в представлении глобального образа (портрет чёткий или расплывчатый);
типы структур, характеризующих связанность элементов образа;
пространственное расположение элементарных образов на их поле (шахматная позиция);
степень асимметрии;
"сложность", многосвязность, гармония (отсутствие "алогизма"), адекватность шкал.
Сложные образы обладают изменчивостью, при которой часть элементарных образов в течение времени остаётся постоянной, а другая меняется.
...
Сложность проблемы заключается, в частности, в том, что смысл любого текста, будь то живой разговорный язык или явление природы, во многом зависит от степени понимания неизбежно включённых в него расплывчатых категорий и проблема "Смысл - Текст - Смысл" для субъекта, действующего в сложной среде и противодействующей системе, определяется не только объективной структурой текста, но и тем кругом ассоциаций, которые он вызывает у воспринимающего объекта.

Обработка знаний определяется, как отмечено, последовательным трехэтапным процессом "Восприятие - Понимание - Формирование реакции" (В-П-Ф).

На этапе В формируются чувственные образы внешних структурных характеристик предметов, явлений и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Чувственные образы, характеризующие среду и систему, преобразуются на этом этапе с помощью соответствующих органов чувств (рецепторов, анализаторов, детекторов) в нейроэлектрические и нейрохимические сигналы. Комбинации подобных сигналов являются основой для субъективной оценки качественных признаков входного паттерна и их взаимосвязей (красиво, горячо, медленно).

На этапе П выявляется смысл, формируются классы, осуществляются классификация предметов (в частности, их признаков и взаимосвязей), качественные оценки, логические рассуждения, интерпретация, объяснение, выявление аналогий, проверка правдоподобия и т.д.

На этапе Ф вырабатывается реакция на оцененные и интерпретированные характеристики входного паттерна, представленного в виде конкретной формы метатекста. На этом этапе определяется также форма представления результатов (вербальная, операциональная, внелингвистическая).

В соответствии с особенностями реальных систем и конкретных задач подобные структуры традиционно основаны теоретико-графовых, топологических или теоретико-категориальных представлениях, используют особенности формирования разнообразных динамических процессов (порядок дифференциальных и дифференциально-разностных уравнений, нелинейные и нестационарные дифференциальные уравнения), структурные взаимоотношения в системе (теория игр) и целый спектр проблем, связанных с выработкой решений (теория оптимальных систем, теория принятия решений, теория игр и др.).
...
Наиболее отчетливо влияние этих факторов проявляется на этапе понимания, когда в силу близости характеристик сокоммуникантов, формируется, например, общность в интерпретации метафор или восприятии и интерпретации музыкальных произведений. Компьютерный аспект определяется совокупностью проблем, связанных с отображением характеристик субъекта, среды и системы в "кибернетическое пространство" и организацией комфортного человеко-машинного общения. К подобным проблемам принадлежат, в частности, выявление знаний (в том числе и образных, содержащих характеристики паттерна, интонации, элементы мимики и жестов), формирование полисенсорного интерфейса с синхронизацией представляемой информации, учет эволюционизирования Среды и эмерджентности характеристик системы, выработка обучающих воздействий (вербальных, образных, внелингвистических). Сущность виртуальной реальности - компьютерное отображение с учетом особенностей мозга в кибернетическое пространство как общей картины, представленной по всем сенсорным каналам, так и любых деталей и их комбинаций (в том числе, "взгляд изнутри") с анализом вариантов динамики и принятием решений (Shapiro, 1994). Методология основана на следующих положениях:


персональная ориентированность ("Я в Мире"). Мир характеризуется многоуровневой внешней средой (ноосфера, экология), многосубъектной коммуникативной системой (личностной, социо-культурной и традиционалистской спецификой каждого субъекта);

полисенсорность входного паттерна и обратной связи;

дуальная (разнофункциональная) процедура понимания;

креативная интерпретация входного паттерна и формирование нового знания на основе принципа "Смысл - Текст - Смысл";

формирование результата на базе "веса" каждого сенсорного канала;

формирование результата на основе личностного ("внутреннего") видения мира;

использование стратегии эмерджентного поведения;

использование в процедуре понимания специфики нейрокомпьютинга.
Системы виртуальной реальности помогают осуществить извечную мечту человечества о реализации широкого диапазона познавательных и творческих процессов, в том числе:


мыслительных (по образному замечанию Антонена Арто, 1995) от внутреннего диалога ("диалога внутри мысли") до формирования новой реальности на основе отображения в себе новых ощущений, приводящих к новой мысли, выделению из "автоматизма разума" скрытых звеньев и выделения из них новых законов;

проникновение в известные отдаленные или неведомые миры через любые преграды;

проникновение в детали и целостные образы объектов прошлого и будущего;

формирование различных способов действия (операциональных, вербальных, экстралингвистических) при общении (или совместном поведении) с субъектами иных миров или реагирования на специфические свойства их объектов.
В формировании подобных познавательных и творческих процессов основополагающую роль играют как сущность знаний и возможность их математизации, так и индивидуальные особенности человека в обработке знаний (в том числе и образных), социо-культурная специфика социума, к которому он принадлежит или в котором происходит подобная обработка (жесткость, и образность языка, тип письма), а также его психо-физиологические характеристики, которые рассмотрены в (Шапиро, 2000).
...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments